Памятка для педагогов по работес агрессивным ребенком
Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательное переживание, состояние напряжения, страха, подавленности и т.д.). (Психологический словарь, 1997)
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Виды агрессии:
1. физическая агрессия (физическое действие против кого-либо);
2. раздражение(вспыльчивость, грубость);
3. вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.);
4. косвенная агрессия (направленная – сплетни, злобные шутки; ненаправленная – крики в толпе, топание и т.д.);
5. негативизм (оппозиционная манера поведения).
Особенности работы с агрессивными детьми:
- Вовлечение в разнообразные интересные для ребенка виды деятельности
- Наличие устойчивых познавательных, социальных и творческих интересов и увлечений
- Наличие постоянного ответственного поручения в группе
- Общение на равных, проявление доверия
- Недопустимость использования в диалоге с агрессивными детьми бранных и жаргонных слов, оскорбления личного достоинства
- Обсуждение поведения ребенка только после того, как он окончательно успокоится после вспышки гнева
- Недопустимость угроз и шантажа, так как в какой-то момент этот способ перестает действовать, и вы будете неубедительны и бессильны
- Теплая, эмоционально и интеллектуально насыщенная обстановка в окружении
- Удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей и интересов
- Недопустимость применения физических наказаний, конфликтной обстановки
- Лучший способ реагирования на агрессивное поведение - это сохранение спокойствия
- Контроль и руководство учебной деятельностью, помощь в организации познания
- Создание условий для получения хорошей оценки – поэтапное выполнение заданий по возрастающей степени трудности и предоставление времени на их выполнение
- Доброжелательная аргументация выставляемой оценки
Памятка для педагога (тревожные дети)
-
Памятка для педагога по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности
Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги.
Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.
Особенности работы с тревожными детьми:
1. Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса
2. Единство требований со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований
3. Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах
4. Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины
5. Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность учащегося в чем-либо
6. В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения
7. Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость
8. Не сравнивайте учащегося с окружающими
9. Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше
10. Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей
11. Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал
12. Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений
13. Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия
14. Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки
Памятка для педагогов (гиперактивный ребенок)
Памятка для педагогов по работес гиперактивным ребенком
Если ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, ребенок – гиперактивный.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
7. Неумение играть тихо, спокойно.
8. Болтливость.
9. Мешают другим, пристают к окружающим
Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей