Подростковый вандализм
Этимология слова «вандализм», как полагают ученые, связана с историческим фактом нашествия древнегерманского племени вандалов на Римскую империю и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отмечались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но и старались сделать это особо унизительным образом. В XIX в. Термин «вандализм» вошел в литературный обиход как обозначение разрушения или порчи произведений искусства и памятников архитектуры, а также общественной, частной, коммунальной собственности, поломки оборудования в учебных заведениях, на транспорте, нанесение рисунков и надписей на стены и т. п. По утверждению психологов, в основе вандализма лежит агрессивность личности подростка – немотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения. Для несовершеннолетних, склонных к вандализму, характерны: низкая самооценка, склонность к аутсайдерству (подчинению); незрелые способы самозащиты; направленность личности на себя; неуемное желание что-нибудь испортить, сломать. На ранней стадии вандализм проявляется у подростков как месть, как результат проявления несправедливости к молодежи со стороны старшего поколения. Некоторые ученые (Э. Шпранглер) связывает выход гнева у несовершеннолетних с резким, бурным кризисным протекание подросткового уровня развития. Подростки прибегают к варварским способам вандализма, так как других не знают. Доцент Московского технологического университета, автор книги «Социально-психологические основания молодежного вандализма и его профилактика» Л. С. Ватова выделяет 4 мотивационных уровня вандализма у несовершеннолетних: 1-й уровень – бессознательный (мотивы: выход гнева, растормаживающее влияние алкогольных и наркотических средств, «эффект толпы», «как все, так и я»); 2-й уровень – подсознательный (мотивы: игра, развлечение, соревнование, отстаивание своего Я, подражание, заражение, внушение); 3-й уровень – сознательный, личностно-психологический (мотивы: вандализм как привычка поведения, самозащита, месть); 4-й уровень – сознательный, социально-психологический (мотивы: самоутверждение, протест, отмщение за причиненную обиду). Изучение мотивов вандальных действий подростков дает возможность социальным педагогам на ранней стадии выявлять несовершеннолетних, склонным к вандальным проявлениям, для проведения с ними профилактической коррекционной работы. Вместе с тем многие подростки не подозревают, что их вандальные действия во многом квалифицируются как преступные и подлежат уголовной ответственности за содеянное. Поэтому прямая обязанность социального педагога – довести до сведения подростков и их родителей информацию об ответственности за любые действия, квалифицируемые как «вандализм». На эту ответственность прямо указывают статьи 341, 344, 345, 346, 347 Уголовного кодекса республики Беларусь. Разъяснение этих статей должно войти в профилактические программы школьного социального педагога по предупреждению проявления вандализма среди подростков.