Профилактика суицидоопасного поведения
среди подростков
Самоубийство в словаре С.И.Ожегова трактуется как «сознательное, самостоятельное лишение себя жизни». Суицидальное поведение объединяет в себе различные проявления: мысли о смерти, высказывание намерений уйти от жизни, разработка плана действий, добывание средств и выполнение замысла.
Факторы, влияющие на суицид:
1.Уровень жизни и материального положения (чаще людьми с низким уровнем жизни)
2.Семейная обстановка
3.Психические заболевания
4.Перенесенное физическое и сексуальное насилие
5.Предшествующая собственная суицидальная попытка или присутствие самоубийц среди родственников или кумиров.
Мотивы, побуждающие подростков совершать суицид:
1.Семейная обстановка (незнание родителями возрастной психологии, унижение ребенка)
2.Конфликты в школе со сверстниками или учителями
3.Несчастная любовь
4.Чувство собственной неполноценности.
5.Угроза наказания со стороны значимых взрослых.
Признаки предсуицидального поведения у подростков:
1) постоянное тоскливое выражение лица, угрюмость, оцепенение, слезливость, нервные реакции.
2) тихая монотонная замедленная речь или наоборот резкая эмоциональная с истеричными нотками
3) приведение своих дел в порядок, «подготовка» уйти в мир иной
4) депрессия, уход от дел, апатия
5) рассуждения об утрате смысла жизни, прощальные письма и записки в дневниках
Рекомендации педагогу в работе с возможным суицидентом.
1)Позитивная самооценка защищает подростков и молодых людей от психологического стресса и подавленности, а также помогает им лучше справляться со стрессовыми ситуациями в жизни. Для повышения самооценки можно использовать следующие подходы:
• Всегда старайтесь подчеркивать все хорошее и успешное, что присуще ребенку. Ощущение успешности, достижения в чем-то, в том числе, прошлые успехи улучшают состояние, повышают уверенность в себе и укрепляют веру в будущее. Не следует оказывать постоянное давление на подростка или молодого человека или предъявлять чрезмерные требования в отношении все лучших и лучших результатов (в учебе, в жизни и т.д.)
• Детей важно принимать такими, какие они есть.
• Поддерживайте самостоятельные устремления ребенка. Не судите его слишком строго. Вообще стремитесь поменьше оценивать.
2)Причинами суицидов среди подростков часто бывают нарушения межличностных отношений в школе. Необходимо формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.) Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Учителя могут сделать следующее:
- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности, внушать им оптимизм и надежду;
- проявлять сочувствие и понимание;
- осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками;
- информировать учащихся о получении анонимной экстренной помощи по городскому “телефону доверия”;
- проводить классные часы на формирование положительных ценностных жизненных установок на темы: “Жизнь прекрасна”, “Улыбка”, “Давайте говорить друг другу комплименты” и т.п.
Уважаемы педагоги! При проявлении признаков предсуицидального поведения у кого-либо из учащихся немедленно сообщите о своих подозрениях педагогу-психологу!!!!!!!!!!!!!