Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Дата: 29 марта 2021 в 13:28
187 просмотров

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

КоАП содержит ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности. Одной из основных особенностей нового Кодекса является закрепление приоритета профилактических мер воздействия перед наказанием.

В частности, в КоАП включены положения о категориях административных правонарушений. Так, в зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на грубые административные правонарушения, значительные административные правонарушения и административные проступки.

С учетом категории административного правонарушения варьируются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергнутым административному взысканию, а также предоставляется возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия – предупреждения.

Таким образом, в административно-деликтное законодательство вводится новый институт – профилактические меры воздействия.

Положения главы 5 КоАП «Профилактические меры воздействия» предусматривают виды и содержание профилактических мер воздействия: устного замечания, предупреждения, мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. Применять указанные меры предлагается в рамках института освобождения от административной ответственности.

Так, предупреждение (письменное предостережение лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения) предлагается применять к физическим и юридическим лицам в случае признания ими факта совершения административного правонарушения и согласия на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения:

  • императивно – за совершенные однократно административные проступки; 
  • по усмотрению – за совершенные однократно значительные административные правонарушения.

Применять предупреждение предлагается в упрощенном порядке (без составления протокола об административном правонарушении с вынесением постановления об освобождении от административной ответственности).

В обновленном КоАП изменения внесены  в ряд институтов административного права:

  • объединены положения о формах вины физического лица в рамках одной статьи, одновременно оптимизированы соответствующие понятия; 
  • исключен институт вины юридического лица с сохранением его элементов в качестве условий привлечения юридического лица к административной ответственности; 
  • в связи с несоразмерной общественной опасностью административных правонарушений по сравнению с преступлениями исключен свойственный, прежде всего, уголовному праву институт покушения на административное правонарушение с одновременным введением в отдельные статьи Особенной части КоАП квалифицирующего признака – попытки совершения административного правонарушения.

С учетом международного опыта система видов административных взысканий дополнена новым – общественные работы.

КоАП установлено, что общественные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных работ, направленных на достижение общественно полезных целей.

Общественные работы устанавливаются на срок от восьми до шестидесяти часов и отбываются не более четырех часов в день. При этом общественные работы могут применяться, если физическое лицо, совершившее административное правонарушение, выразило согласие на их применение.

Ряд нововведений в КоАП обусловлен либерализацией подходов к назначению наказаний и привлечению к административной ответственности. В частности:

  • расширен круг деяний, влекущих административную ответственность только по требованию потерпевшего; 
  • упорядочены сроки наложения административного взыскания; 
  • закреплена возможность назначать наказание в виде штрафа в размере менее нижнего предела штрафа, предусмотренного за совершенное правонарушение; 
  • введена новая глава, регламентирующая административную ответственность несовершеннолетних.

Так, нормы главы 9 «Административная ответственность несовершеннолетних» посвящены регламентации привлечения несовершеннолетних к административной ответственности, включая:

  • особенности применения к несовершеннолетним административных взысканий; 
  • освобождение несовершеннолетних от административной ответственности; 
  • применение к несовершеннолетним альтернативных административному взысканию профилактических мер административного воздействия; 
  • сроки давности привлечения несовершеннолетних к административной ответственности; срок, в течение которого несовершеннолетний считается подвергнутым административному взысканию.

В рамках новой редакции КоАП также существенно пересмотрены все составы административных правонарушений на предмет:

  • востребованности правоприменителем; 
  • наличия формального характера; 
  • наличия гражданско-правовой природы охраняемых правоотношений; 
  • актуальности в связи с изменением положений отраслевого законодательства; 
  • возможности применения иных мер воздействия.

Результаты такой работы позволили существенно сократить количество норм об административной ответственности в Особенной части КоАП – количество статей сокращено с 445 до 308, а составов административных правонарушений – с 896 до 621.

Таким образом, изменения, внесенные в КоАП, положительным образом скажутся на ведении административного процесса в Республике Беларусь. 

По сообщению официального портала Министерства юстиции Республики Беларусь

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.